На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Всё и обо всём

14 865 подписчиков

Как экспансия федеральных торговых сетей убивает малый бизнес в России.

В последние годы в городах и селах нашей необъятной страны, как грибы после дождя, растут магазины, но только не местных предпринимателей, малого бизнеса, о значимости которого говорят на каждом углу, а иногороднего ритейла, федеральных торговых сетей (ФТС): «Магниты», «Пятерочки», К&Б и другие. При отсутствии каких-либо ограничений, ФТС скоро без труда займут весь рынок, значительно сократится местная розница и местные товаропроизводители. Некоторые из производителей сохранят свои производства, сократив ассортимент выпускаемой продукции, но в перспективе сети заменят их на собственное производство, в регионах вырастет безработица и еще сильнее упадет уровень жизни населения.

Значительно потеснив, а чаще уничтожив местную продуктовую розницу, вооружившись современными бизнес технологиями, торговые сети вступили в борьбу за передел рынка. В ход идет всё: рекламные акции, скидки, манипуляции с ценниками.

Региональные власти только руками разводят, что поделаешь: у нас ведь свободная конкуренция. Да только, кто их, по большому счету, спрашивал. А противостоять этим финансовым монстрам, этим банковско-торговым пирамидам не рискнет и самый отважный чиновник. Да, и зачем это нужно, если можно бодро отчитываться о появлении в своем регионе новых логистических центров иногородних «пришельцев» и создании ими десятков рабочих мест.

И население довольно: цены ниже, ассортимент больше, а если и закрылись вокруг все местные магазинчики, то и поделом им, не будут цены на полках задирать. И никто не слышит слабых голосов местной розницы о том, как им выживать, если для них цена закупа товара соизмерима с ценой реализации этогоже товара в сети.

Все бы хорошо, да только вот с качеством товара в сетях стало что-то происходить, где-то запах, где-то вкус не тот, и, что делать, со всем этим «добром», если сроки реализации на исходе?

Для понимания масштабов всего происходящего необходимо подняться выше простого сравнения цен на полках ФТС и местной розницы, что не всем интересно, а проблема не только в соотношении этих цен и сервиса.

Не так давно мы были свидетелями конфликта между одним взбунтовавшимся производителем — фирмой «Мартадель» и торговой сетью «Дикси». В результате чего стало известно договорах, выкручивающих руки поставщикам и производителям ио невероятных «накрутках» в торговых сетях.

Всевозможными уловками, ретробонусами и платой за сомнительные услуги, ФТС заставляют работать производителя на грани рентабельности, сокращая объемы выпускаемой продукции. Чтобы вписаться в закупочные цены торговых сетей, кто-то вынужден играть на качестве выпускаемой продукции, а чему удивляться, если даже крупный производитель по сравнению с ФТС с ее триллионными оборотами — это как муха и слон, да простят меня за это сравнение производители продукции.

За неимением альтернативного канала сбыта в лице несетевой розницы, производитель, вынужден соглашаться с кабальными условиями договоров сетей и молчать, а сети так и будут душить поставщиков и производителей, которым посчастливилось попасть на к ним на полку. А всякие там местные мелкие производители, то милости просим за дверь, если разоритесь, так это ваши проблемы. Места под «солнцем» на всех не хватает.

И на нашем небосклоне уже взошло несколько десятков таких «светил», а может правильнее сказать «черных дыр», зарегистрированных в оффшорах , качающих туда, подобно насосам, денежные средства из экономик наших регионов, не создавая ничего взамен на оккупированных территориях.

Безработица — последствие закрытых магазинов и цехов

По всей стране закрываются мелкие магазины, страдают мелкие производители, так как сдавать свою продукцию им выставлять больше некуда, входной билет в торговые сети стоит дорого, да и объемы их продукции для сетей не интересны. Сокращаются рабочие места, в стране растет безработица, нищает население.

Отдельно хочу сказать о мелкой рознице. В этой сфере занято более половины всех субъектов малого бизнеса, но для наших чиновников этой сферы деятельности, словно не существует, как и людей в ней занятых. Мелкорозничная торговля – это не приоритетный вид деятельности, в связи с чем не попадает под государственную поддержку малого бизнеса, поэтому и отношение к ней, в лучшем случае, — никакое, а чаще всего в интересах крупного ритейла идет его планомерное уничтожение.

В разгар кризиса в стране объявлена война нестационарным торговым объектам (ларькам, киоскам, павильонам). Их количество резко сокращается, и в Тюменской области их численность уже не соответствует минимальным необходимым нормам.

При несовершенной и убийственной налоговой системе проводятся такие эксперименты как ЕГАИС (система контроля за продажей алкоголя) и введение касс-онлайн, и все это под разговоры о здоровье нации и необходимости собираемости налогов.

А что собирать, если и так уже при всех своих нарушениях и уклонениях от налогов, большинство представителей мелкой рознице, особенно в сельской местности, еле сводит концы с концами?

С введением ЕГАИСа резко сократилось легальная торговля алкоголем, население начало травится разными суррогатом, приобретая его в нелегальных точках.В выгоде остались только производители аппаратных средств и программного обеспечения. Можно только предполагать, какие денежные средства потекли в карманы всякого рода посредников-паразитов.

Экспансия

Случайность это или нет, но все эти нововведения, являясь своего рода фильтром для малого бизнеса, играют на руку ФТС, расчищая им территорию для дальнейшей экспансии регионов. Стоимость оборудования и проблемы с его эксплуатацией не дают шансов малому бизнесу удержаться на легальном рынке, поэтому бурный рост ФТС происходит не за счет сокращения себе подобных, а за счет сокращения именно этого сегмента торговли.

В свое время, с развалом советской экономики, массовым закрытием предприятий, многие наши граждане нашли спасение именно в торговле, сумели прокормить себя и свои семьи, сейчас эти люди оказываются выкинутыми на улицу, оставшись без средств к существованию и перспективы найти работу, и их судьба, похоже, мало кого интересует. Под болтовню о значимости малого бизнеса и сохранении рабочих мест ликвидируется самая крупная его часть.

Малый бизнес на «жертвенном костре»

Но почему молчат многочисленные «защитники» малого бизнеса «ОПОРА» Торгово-промышленная палата и многие другие, в том числе и Федеральная Антимонопольная Служба?

Где же вы все, неужели, не видите, как экспансия ФТС уничтожает этот самый малый бизнес – основу экономики общества, исчезает средний класс – основа стабильности нашего общества? Почему же вы все молчите?

Все оптимистичные разговоры о создаваемых сетями новых рабочих местах с полным социальным пакетом, мягко сказать, — лукавство со стороны ритейла и аффилированных с ним чиновников. Возможно, кому-то из местных жителей в муниципалитетах и найдется место в магазинах «пришельцев», как правило, низкоквалифицированные должности грузчика или специалиста по выкладке товара. Только вот, с появлением одного объекта любой федеральной торговой сети вокруг прекратит свое существование с десяток, а то и больше мелких магазинчиков, а следом за ними, и мелких товаропроизводителей, продукции которых вход в ФТС закрыт. Если к потерянным основным рабочим местам добавить совместителей, то соотношение будет совсем не в пользу федералов. И получается, что в небольших населенных пунктах бывшие предприниматели работают грузчиками в «Магнитах».

Возможно, кто-то спросит: а где же наше государство, которое видит все и знает? Действительно, семь лет назад был принят закон «О торговле», ограничивающий эту экспансию присутствием одного бренда на региональном рынке 25 процентами. Прямо скажем, цифра взята в интересах ФТС, без какого либо экономического обоснования, позволяющая четырем крупным игрокам без труда поделить весь рынок.

Но аппетиты крупного ритейла растут, и вот уже очередной наш «защитник» — Торгово-промышленная палата совместно с Минпромторгом предлагают увеличить порог их присутствия до 30%, а чему удивляться, кто платит, того и защищают, ничего личного — только бизнес.

Вероятно, это наша главная беда, когда все сводится к личному обогащению любым способом, за деньги можно решить многое. Принятие федеральных законов здесь не исключение, и закон «О торговле» нам это наглядно продемонстрировал. Во многих регионах федеральные торговые сети занимают уже до 70% от всего рынка торговли. В этой благоприятной коррупционной среде успешно развивается крупный ритейл, уничтожая все вокруг.

Но ведь были, когда-то, в том числе и в нашей истории, примеры регулирования рынка в интересах местного бизнеса. В дореволюционной России существовали купеческие гильдии, и любой «пришелец», заходящий на территорию, должен был предварительно согласовать свой бизнес, и не с губернатором или чиновниками, которых можно купить, а с местными предпринимателями.

Кто-то возразит, последними изменениями в закон «О торговле» были введены минимальные нормативы площадей для разных торговых форматов. Все это больше похоже на лукавство. Как можно не создав условий для развития малых форм торговли, директивно увеличить их количество? Разве что, отправить некоторых наших чиновников в малый бизнес, где, по словам нашего премьер-министра Дмитрия Медведева, доходы высокие.

Цена вопроса

Для справки: доля торговли в Валовом внутреннем продукте страны значительно превышает долю добычи углеводородов и всех полезных ископаемых вместе взятых, а также долю промышленного производства и многих других сфер деятельности. По объемам выручки торговля уступает только операциям с недвижимостью. Это отличный «пирожок», за который и борется сейчас сетевой ритейл в России.

В ожидании новых изменений в закон «О торговле», некоторые производители живут надеждой попасть на полку в торговую сеть на более выгодных для себя условиях. Возможно, так оно и будет, на какое-то время, кому-то и повезет, но кто может запретить монополисту выбирать самого производителя и ассортимент его продукции?

Имея невероятную концентрацию капитала у ФТС, (капитализация одного только «Магнита» соизмерима с капитализацией таких металлургических гигантов как «Северсталь», «Магнитка» и Новолипецкий металлургический комбинат вместе взятые), в недалеком будущем сети без труда купят этих производителей или заменят их собственным производством, что уже собственно уже и происходит.

Пока мы, обвиняя во всех грехах мелкую розницу, вместо создания условий для ее развития как альтернативного канала сбыта продукции для местных производителей, наблюдаем за ее гибелью, ФТС под аплодисменты чиновников, по-хозяйски осваивают наши территории, строят логистические центры, заходят в каждый двор.

Еще пару лет, и восстанавливать уже будет нечего. Разрушить ума много не надо, создать намного сложнее.

Учитывая, что ФТС могут успешно дробиться и переименовываться, единственным решением способным повлиять на рост их экспансии, было бы ограничить их общую долю присутствия в муниципальных образованиях до 40 или 50 процентов. Именно в муниципалитетах, а не в регионах, иначе местная розница сохранится только на окраинах. Запретить сетям строить и арендовать новые торговые площади при превышении этой доли.

Это решение сохранит местную розницу и местных производителей, рабочие места и стабильность в нашем обществе. Но кто на это пойдет, если во главе угла стоит личное обогащение, а невероятные доходы ФТС позволяют им открывать любые двери.

Еще Карл Маркс утверждал, что когда у капитала рентабельность 300% он не остановится ни перед чем. Российские коммунисты уже вносили в Государственную Думу законопроект № 1092321-6, устанавливающий это ограничение, который как водится, Дума отклонила.

На встрече президента Владимира Путина с Советом законодателей 24 апреля 2017 года председатель Тюменской областной Думы Сергей Корепановснова поднял эту проблему и предложил установить общий порог присутствия для всего иногороднего ритейла в 50%. По результатам этой встречи было подготовлено поручение правительству РФ проработать это предложение.

Малый бизнес России замер в ожидании, чье предложение возьмет верх: правительства, с извечным лоббистом интересов ФТС — Минпромторгом, предлагающего снизить существующие ограничения для экспансии ФТС, или президента России и спикера Тюменской областной Думы Сергея Корепанова, желающих ограничить эту экспансию, защищающих местный малый бизнес и местных товаропроизводителей.

Если эта инициатива снова не пройдет, дальнейшее развитие событий предположить не сложно.

При полной монополии на рынке торговли, цены на товары в сетях вырастут, нет смысла конкурировать, когда рынок поделен. Несколько крупных игроков свободно договорятся между собой, а население, в отсутствии конкуренции, получит рост цен при падении качества товара.

Господа чиновники и депутаты, у нас пока еще есть шанс создать условия для изменения ситуации к лучшему: для развития экономики в регионах и повышения качества жизни людей!

Автор: П.Панов

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх