Всё и обо всём

14 950 подписчиков

Свежие комментарии

  • Рушан Мухамеджанов
    оливковое масло -это и есть древнеславянский рецепт? н-да...Печень. Как сохра...
  • Владимир Шебзухов
    Дохлый осёл Владимир Шебзухов                "-- А сколько будет дважды два?                 -- Так покупаем мы иль п...Как Мойша дохлого...
  • Алла Дубинина
    Интересно  решиться  ли наш Роспотребнадзор  на  продукты  из  Китая  просто  обозначить  страну  производитель?А  мы...10 продуктов из К...

Правила купального сезона на Руси

 

 

 

Правила купального сезона на Руси
Когда можно начинать купаться? Сейчас это каждый решает самостоятельно, руководствуясь нехитрым прин­ципом: тёплая вода или холодная.

 

По законам Чингисхана

 

В более давние времена желающий искупаться обязан был предусмотреть массу запретов, правил и рекомендаций. По большому счёту все они служили той же цели – сохранению или укреплению здоровья. Впрочем, иной раз дело могло касаться и жизни, поскольку за исполнением правил следили чрезвычайно строго.

 

Известна история, произошедшая в самом начале XIII столетия в далёких монгольских степях. Второй сын Чингисхана, Чагатай, один из лучших знатоков степных законов, как-то на охоте заметил человека, который купался в реке. Это был мусульманин, который совершал предписанное Пророком омовение.

 

Однако, согласно монгольской традиции, летом было категорически запрещено купаться в реках и озёрах. Считалось, что таким образом злые колдуны вызывают грозу, которая в степи превращается почти в стихийное бедствие. Мусульманину грозила немедленная смерть. За него вступился младший брат Чагатая, Угэдэй. Он сумел убедить своего брата-законника в том, что провинившийся – никакой не колдун. И не может считаться виноватым, поскольку не купался, а искал в реке оброненные монеты.

 

Обмануть водяного

 

У нас до таких кровожадных запретов дело не доходило, однако купаться до определённого срока всё-таки не рекомендовалось. Заветным днём, когда можно было лезть в воду, считали Ивана Купалу – 7 июля. Сейчас его воспринимают просто как своего рода стартовый сигнал для купальщиков.

 

На самом деле дню Ивана Купалы предшествует целый цикл предварительной подготовки, и тот, кто его не проходил или относился к нему наплевательски, всё-таки сильно рисковал. Как минимум – непониманием односельчан, как максимум – реальными проблемами со здоровьем либо сразу, либо в перспективе.

 

Формально можно было купаться чуть ли не с Николы Вешнего, что отмечается 22 мая. Но касалось это в основном молодёжи. На остальных посматривали косо. Единственное исключение – те, кто держал лошадей. Как раз на Николу Вешнего лошадей полагалось выпускать на ночной выпас и купать в реке. Так что первое купание русские совершали вместе с лошадьми – так предписывалось традицией.

 

А вот потом до самого Ивана Купалы наступало странное время. Уже и жара, уже и мухи-оводы, а в воду заходить не моги. Разве что украдкой и на свой страх и риск, соблюдая целый свод правил. Бросаться в воду с обрыва или просто плюхаться категорически запрещалось. Надо было зайти сначала по колено, потом по пояс, потом уже по грудь. И в каждый переход читать про себя Иисусову молитву, то есть «Отче наш». В крайнем случае, зайдя по колено, зачерп­нуть воды рукой и смочить живот, сердце и голову.

 

Если брать чистую физиологию, то в жару такое начало купания может считаться оптимальным вариантом. Во‑первых, оно обеспечивает комфорт. Человек, читая про себя молитву, на что уходит примерно секунд 20, успевает в три этапа остыть и не так остро чувствует разницу между температурой воздуха и воды. А во‑вторых, такой заход действительно мог обеспечить безопасность. Водяной, согласно народным представлениям, особенно зол бывает в полдень. И если в это время рискнуть бухнуться в воду абы как, то он может устроить «родимчик» или вовсе утопить. Термины «солнечный» или «тепловой удар» тогда были не в ходу, но рекомендация постепенного захода в воду явно предполагает профилактику этих неприятных проблем.

 

Роса и пар

 

Собственно, подготовка к настоящему купальному сезону длилась несколько дней и заканчивалась празд­ником Аграфены Купальницы, который отмечается 6 июля – аккурат перед Иваном Купалой.

 

До Аграфены в течение целой недели девушкам и женщинам по утрам полагалось «черпать росу». Скажем, на Вологодчине, по свидетельству русского этнографа Сергея Максимова, в XIX в. это выглядело так: «Берётся чистая скатерть и бурак (большой берестяной туес), с которыми и отправляются на луг. Здесь скатерть таскают по мокрой траве, а потом выжимают в бурак и этой росой умывают лицо, руки и тело, чтобы прогнать всякую «болесть» и чтобы нигде не было ни угрей, ни прыщей».

 

Роса в данном случае действительно выступала как неплохое очищающее средство, наподобие талой воды. Оно и впрямь могло помочь прыщавым или угреватым барышням как-то сгладить изъяны.

 

На саму же Аграфену Купальницу, как ни странно, никаких купаний не полагалось. Более того – к воде ни 6 июля, ни в ночь на 7 июля подходить к открытой воде запрещалось категорически. Зато в бане разворачивалось настоящее священнодействие.

 

Пожилые парились крапивными вениками. Кстати, неплохая профилактика прострелов, которые могли случиться при погружении в прохладную речную воду. Открытие купального сезона было всеобщим – купались вместе, без различия пола и возраста. Недаром церковь крайне подозрительно относилась к этим «богомерзким русалиям», и небезосновательно предполагала, что главным содержанием праздника будет свальный грех. Так что все подготовительные процедуры были вполне объяснимы – и парни, и девушки очень хотели нравиться. Сейчас перед пляжным сезоном сбрасывают вес, качают мускулатуру. Тогда обходились росным умыванием и тонизирующей баней.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх