На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Всё и обо всём

14 865 подписчиков

100-летний корабль в составе Российского ВМФ

 

 

Спасательное судно катамаранного типа "Коммуна" 1915 года постройки служит до сих пор.

 

 

ТТД на 2009 г.:
Водоизмещение: 3100 т.
Размеры: длина - 81 м, ширина - 13,2 м, осадка - 3,7 м.
Скорость полного хода: 8,5 узлов.
Дальность плавания: 4000 миль.
Силовая установка: 2 дизеля 6ДР30/50 по 600 л.с.
Вооружение: нет.
Спец. снаряжение: судовые грузоподъемные средства - левый корпус 1х80 тонн, правый корпус - 1х30 тонн, ГАС: МГ-26, МГВ-5Н, МГ-239М, "КАМА".
Экипаж: на 2009 год - 23 чел.(численность экипажа на момент спуска на воду: 11 офицеров, 4 кондуктора, 60 матросов и 24 водолаза)



История корабля:



Проект первого в отечественной истории специализированного двухкорпусного судна - спасателя подводных лодок был разработан еще в 1911 году по заказу Морского генерального штаба. В качестве прототипа использовали германский катамаран-спасатель "Вулкан".
Идею строительства специализированного спасательного судна для нужд подводников подал в июне 1909 года командир подводной лодки Сибирской флотилии «Кефаль» В. А. Меркушов. В своей докладной записке он в качестве примера ссылался на немецкое судно «Вулкан», характеристики которого ему стали известны ранее, во время службы на Балтике, из литературы и от офицеров принимавших подводные лодки типа «Карп» на немецкой верфи Germaniawerft в Киле.

 

СС Vulcan, Германия 1908 г. (водоизмещение полное – 1600 т, наибольшая длина – 85,3 м,

наибольшая ширина – 16,8 м , осадка – 3,8 м, скорость максимальная – 11-12 уз., экипаж –

108 чел.

 

Проект Путиловского завода оказался лучшим из представленных на конкурс. В результате завод получил 30 декабря 1911 года наряд № 3559 отдела общих дел ГУК (Главного управления кораблестроения). Заказ был принят к исполнению 25 января 1912 года. Контракт на постройку судна подписали с Обществом путиловских заводов (директор верфи - Н. Н. Кутейников) 5 мая 1912 года. Утверждение "общих чертежей" состоялось 4 октября, а уже 12 ноября под наблюдение полковника Корпуса корабельных инженеров Н. В. Лесникова (позже его сменил полковник А. П. Шершов) началась сборка корпуса судна на стапеле.

 

Рисунок из рекламного проспекта спасательного судна "Волхов"

 

В контракте оговаривалось, что все узлы и механизмы должны быть российского производства, и за границей можно приобрести только те предметы и материалы, которые в России не изготавливались. Поставщиками оборудования и механизмов для судна стали Общество Сормовских заводов, Механический завод "Роберт Круг" (Санкт-Петербург), Русское общество "Всеобщая компания электричества" (Рига), Общество Русских Смеловских Заводов и другие российские фирмы.

 

Рисунок из рекламного проспекта спасательного судна "Волхов"

 

Стоит отметить, что при изготовлении корпуса судна применялась особая вязкая ковкая корабельная сталь, секрет изготовления которой ныне утерян.
С другой стороны, другие источники [3] говорят: "В мае 1912 года Главное управление кораблестроения Морского министерства заключило с заводом контракт, который предусматривал строительство судна согласно стандарту, принятому в России для военных кораблей. В частности, материалом корпуса была (и это оговаривалось в контракте) смит-мартеновская марка стали. Распространенные сегодня легенды о якобы особой, "путиловской", стали, обеспечившей судну такую феноменальную живучесть, не имеют оснований - военный корабль строился согласно утвержденным Морским министерством нормам и правилам."
Состояние корпуса "Коммуны", изготовленного из путиловской стали, и по сей день остается почти идеальным - ржавеют и превращаются в труху железные конструкции, установленные на катамаране уже в более позднее время.

 

 

Судно "Волхов" (первоначальное название "Коммуны") было заложено 12.11.1912 г. в С.-Петербурге на Путиловском заводе.

24 июля 1913 года спасательное судно, по высочайшему повелению, получило имя - "Волхов" - и было зачислено в списки судов российского флота. 17 ноября 1913 года судно спустили на воду. После спуска в корпус судна устанавливались различные системы и механизмы, фермы для подъемного устройства, производилась отделка кают, лазарета и других помещений. На завершающем этапе постройки оборудовали мастерские, устанавливали различные средства связи.14.07.1915 г. вступило в строй Балтийского флота, числясь в списках флота в классе транспортов. В связи с началом первой мировой войны строительство спасательного судна несколько замедлилось.

 

Сечения палуб № 2, № 3 и трюма СС "Волхов". С заводского чертежа.
Обратите внимание, насколько узкие корпуса.

 

Сдаточные испытания начались лишь 1 марта 1915 года. Первым командиром "Волхова" стал капитан 2 ранга Александр Антонович Якубовский,
(с 01.06.1915), до этого командовавший эскадренным миноносцем "Деятельный". Приемочный акт был подписан 1 июля 1915 года, а уже 14 июля на судне впервые был поднят Военно-морской флаг.

 

СС "Волхов" на достройке.

 

"Волхов" официально вступил в кампанию, войдя в состав дивизии подводных лодок Балтийского флота в качестве плавбазы.

 

СС "Волхов" в годы Первой Мировой войны.

 

По спецификации катамаран имел полное водоизмещение 3100 тонн, наибольшую длину 96 метров, ширину на миделе - 18,57 метра, высоту борта - 8,40 метра, осадку - до 3,65 метра. Оба корпуса судна соединялись между собой в оконечностях четырьмя 18-метровыми арочными фермами, расположенными на равном расстоянии друг от друга и соединенными продольными балками. Высота пролета ферм - 10,5 метра. Подъемная сила четырех главных гиней достигала 1000 тонн. Поднятая из воды субмарина размещалась между корпусами судна на двенадцати поворотных поперечных бимсах с сосновыми кильблоками.

 

СС "Волхов" в годы Первой Мировой войны.

 

В качестве главных двигателей на "Волхове" установили два шестицилиндровых дизеля Рижского завода "Фельзер" мощностью по 600 л.с. (310 об/ мин).

 

Впоследствии их заменили дизелями с близкими характеристиками Коломенского завода. Дальность плавания - 4000 миль - обеспечивал запас топлива в 32 тонны (56 т - резервный запас). Для снабжения подводных лодок в каждом корпусе размещались по 10 запасных торпед и еще 50 тонн топлива. Численность штатного экипажа: 11 офицеров, 4 кондуктора, 60 матросов и 24 водолаза. На судне были оборудованы помещения для отдыха 60 подводников. Находясь в Ревеле, "Волхов", кроме русских подводных лодок, обслуживал и английские субмарины (типов "Е" и "С").

 

Подводные лодки у борта СС "Волхов" в годы Первой Мировой войны.

 

СС "Волхов" в годы Первой Мировой войны.

 

Подлодка АГ

 

Впервые спасатель был использован по своему прямому назначению летом 1917 года, когда в Аландских шхерах при проведении учебного погружения затонула с открытым люком подводная лодка АГ-15.

 

3 июня 1917 года в 14 час. 25 мин. подводная лодка "АГ-15" вышла в море на практическое погружение. Вскоре заметили, что лодка идет с очень сильным дифферентом на корму. Затем лодка стремительно погрузилась. Находящиеся поблизости от места катастрофы суда немедленно предприняли попытки спасти экипаж. В 17 час. 35 мин. лодка выпустила мину с прикрепленной запиской: "...в носу нас 11 человек. Буксируйте на мель. Срочно подымите нас, вода прибывает...". В 23 час. 08 мин. из лодки вышли пять человек нижних чинов и старший офицер. После этого спасатели попытались поднять нос лодки, но неудачно. Так как стало очевидно, что оставшиеся в лодке моряки погибли, приняли решение дождаться прихода "Волхова". Следующие дни прошли в подводке и заведении стропов, работы затрудняли сильный ветер и волнение. 15 июня в 18 час. 30 мин. "Волхов" начал выбирать все гини, и лодка оторвалась от грунта.
16 (29) июня в 00 часов 50 минут "АГ-15" вышла на поверхность. В этой спасательной операции, проведенной в сложных погодных условиях, новое судно с успехом выполнило все положенные задачи. Силами экипажа "спасателя" лодку в течение месяца отремонтировали, и она вновь была введена в строй.

 

Поднятая АГ-15 на гинях спасательного судна "Волхов".

 

24 сентября (7 октября) 1917 года спасательным судном "Волхов" с глубины 13,5 метра была успешно поднята затонувшая при навигационной аварии подводная лодка "Единорог" (класса "Барс").

 

Подводная лодка класса "Барс" в годы Первой Мировой войны.

 

После Октябрьской революции судьба "Волхова" едва не сложилась трагически. В феврале 1918 года он, в составе группы кораблей Балтийского флота, совершил в сложной ледовой обстановке переход из Ревеля в Гельсингфорс, где был брошен командой. И только в мае
(согласно имеющейся договеренности с Финским правительством о передаче конкретных кораблей Советской России - Alex22), накренившийся на один борт, с плещущейся в трюмах водой, на буксире был приведен в Кронштадт.

Судно "Волхов" участвовало в революционных событиях и в гражданской войне, обслуживая субмарины Красного Балтийского флота. В марте 1922 года на общем собрании команды было принято решение переименовать судно, и 31 декабря (в день образования СССР) спасательное судно "Волховъ" получило новое название - "Коммуна".

С новым именем судно продолжило свою нелегкую службу на Балтике: "коммунарцы" тушили пожар на лодке "Змея", поднимали затонувшие посыльные судна "Кобчик" и лодку № 4 "Красноармеец"(класса "Барс")...

Осенью 1924 года штатный состав на "Коммуне" был увеличен до 110 человек.
12 февраля 1926 года решением судового собрания "Коммуны" был утвержден судовой праздник - 6 июля, день спасения затонувшей в 1917 году подводной лодки "АГ-15". В протоколе собрания отмечалось, что "воспоминания о спасении "АГ-15" в открытом море будут напоминать краснофлотцу, что лодки спасают не только у стенки Балтвода и что поэтому необходимо поддерживать свой корабль в полной готовности".

Судно базировалось преимущественно на Кронштадт. С 15 мая по 13 сентября 1928 года "Коммуна" выполняет работы по подъему потопленной 4 июня 1919 года в Копорской губе Финского залива английской подводной лодки L-55.

 

Схема подъема L-55 с помощью СС "Коммуна". (оргинальная документация ЭПРОН)

 

L-55 поднимают на гинях СС "Коммуна".

 

Лодка была поднята на поверхность с глубины 62 метра ступенчатым методом 21 июля 1928 года.

 

L-55 в РККФ. Обратите внимание - лодка носила бортовой номер, нанесенный латиницей.

 

И вновь трудовые будни: подъем затонувшего катера морпогранохраны и буксира КП-7, обеспечение испытаний новых подводных лодок и ремонт кораблей БФ. "Волхову"-"Коммуне" довелось второй раз участвовать в подъеме подводных лодок "Ерш" (ЗМ ПЛ на основе класса "Барс, "с 31.12.1922 - "Рабочий") и "Рысь" (класса "Барс", с 31.12.1922 - "Большевик"), погибших при трагических обстоятельствах со всем экипажем.22 мая 1931 года в Финском заливе в результате столкновения погибла подводная лодка Б-9 "Рабочий". Большие глубины на месте гибели не позволили провести спасательную операцию сразу после катастрофы, и лишь спустя два года, после изнурительной работы, подводная лодка была поднята. Это была первая в мире операция по спасению лодки такого тоннажа с значительной глубины - около 80 метров. Для "Коммуны" этот подъем тоже был рекордным, поскольку на треть превышал глубину подъема - 55 метров - на которую было рассчитано судно.

 

Подводный минный заградитель "Ерш".

 

25 июля 1935 года во время учебного маневрирования линкор "Марат" разрезал подводную лодку Б-3 "Большевик", после столкновения лодка стремительно затонула. Проведенная в короткие сроки "Коммуной" совместно с ЭПРОНом спасательная операция позволила получить вахтенный и навигационный журналы лодки, что помогло в расследовании причин аварии и сняло обвинение с непричастных к этому моряков.

 

Подводная лодка класса "Барс" в РККФ.

 

Также "Коммуна" подняла с глубины подводную лодку М-90, торпедный катер и потерпевший аварию самолет...

В период финской войны "Коммуна" вновь занимается подводным судоремонтом. С началом Великой Отечественной войны спасательное судно "Коммуна" (под командованием капитана 1 ранга С. И. Рябкова) базируется на Ленинград. Когда обстановка стала сложной на театре боевых действий, 23 члена экипажа "Коммуны" ушли воевать на сухопутный фронт. В ходе интенсивных налетов фашистской авиации судно неоднократно получало различные повреждения, но, несмотря на это, экипаж продолжал мужественно выполнять возложенные на него ремонтные работы. К концу 1942 года на судне почти полностью сменились командование и экипаж. В условиях сорокаградусного мороза, при норме хлеба 300 грамм в сутки на человека моряки выполняли план судоремонта на 250 - 300 %, а некоторые - на 550 - 575 %!

С марта 1942 года 32 водолаза "Коммуны" работают и на ладожской Дороге жизни. Часть экипажа участвовала в десантных операциях на Неве (и это при 40 % некомплекта). За это время моряки "Коммуны" подняли со дна четыре танка КВ, два трактора и 31 автомобиль. "Коммунарцы" подготовили для флота 159 легководолазов, отремонтировали шесть подводных лодок типа М. Несмотря на тяжелую обстановку на фронте, спасатели из воды подняли затонувшие: ПЛ Щ-411, буксир "Аустра", шхуны "Труд", "Водолей-2", плавбазу ОВР "ЦО "Правда", отдоковали две "щуки" и несколько "малых охотников"...

Экипаж "Коммуны" собрал в фонд обороны 70 000 рублей деньгами и облигациями. В феврале 1943-го силами "коммунарцев" были полностью укомплектованы и отправлены на Волгу две водолазные станции. Спасатели подняли со дна буксир "Иваново" и штурмовик ИЛ-2.

В 1944 году "Коммуна" подняла 14 затонувших объектов общим водоизмещением 11 767 тонн, оказала помощь 34 аварийным кораблям и судам. Весь экипаж судна был награжден медалями "За оборону Ленинграда".

Однако и после окончания боевых действий работы судну хватало. Лишь в 1954-м судно-ветеран смогло пройти капитальный ремонт, в ходе которого главные дизели были заменены на двигатели голландского производства. В конце ноября 1956 года катамаран вновь заступил на боевое дежурство: с глубины 45 метров была поднята протараненная эсминцем "Статный" субмарина М-200 "Месть".

 

Подводная лодка М-201 XV серии, однотипная М-200.

 

В октябре 1957 года с глубины 73 метра была поднята ПЛ М-256, в августе 1959 года - затонувший на глубине 22 метра торпедный катер. Всего за свою службу "Коммуна" оказала помощь более чем ста кораблям и подводным лодкам.

 

СС "Коммуна" перед капитальным ремонтом 1954 г.

 

В 1967 году судно-ветеран успешно совершило межбазовый переход с Балтики на Черное море, благополучно прибыв в Севастополь, обойдя вокруг Европы. В Севастополе на Севморзаводе "Коммуна" была переоборудована в судно-носитель глубоководных аппаратов. Проект переоборудования выполнили к концу 1969 года в севастопольском ЦКБ "Черноморец". К моменту окончания работ на СМЗ (27 апреля 1973 г.) стоимость работ по переоборудованию судна составила около 11 млн. рублей. Главным строителем был инженер А. Б. Айзин, ответственным сдатчиком - В. Виноградов.

"Коммуна" получила дополнительное оборудование для базирования одного-двух глубоководных аппаратов. К 5 декабря "Коммуна" приняла на борт первый аппарат АС-6 типа "Поиск-2" (проект 1832, завод. № 01650), расчитанный на глубину погружения в 2000 метров. Аппарат испытывался в общей сложности 158 дней, а "Коммуна" 13 раз выходила в море и провела там 48 ходовых суток. Утром 15 декабря 1974 года аппарат совершил рекордное погружение на глубину 2026 метров.

C 15.11.1976 г. входило в состав 158-й дивизиона 37-й бригады аварийно-спасательных судов.

В 1977 году "Поиск-2" использовался при подводном поиске штурмовика СУ-24, потерпевшего катастрофу и затонувшего у берегов Кавказа на глубине 1700 метров.

В ноябре 1979 года "Коммуна" встала на очередной средний ремонт и модернизацию на СМЗ. В 1984 году военный экипаж судна был расформирован, так как его предполагали передать Академии наук СССР. В этот период судно основательно пограбили, и впоследствии его пришлось восстанавливать. Так как гражданское ведомство содержать катамаран отказалось, судно осталось в составе ВМФ. С апреля 1985 года экипаж "Коммуны" возглавлял гражданский капитан Леонид Александрович Балюков, благодаря неустанным заботам которого удалось сохранить это уникальное судно.

01.07.1999 г. "судоподъемное судно "Коммуна" было переименовано в "спасательное судно "Коммуна".

 

 

После смерти Л.А. Балюкова на капитанский мостик "Коммуны" поднялся Анатолий Александрович Ишинов (капитан 1 ранга в отставке). Его появление вызвало прилив новых сил у экипажа судна-ветерана. Моряки катамарана собственными силами провели покраску судна, частичный ремонт помещений и оборудования.

На настоящий момент спасательное судно "Комунна" является старейшим судном Российского Военно-Морского Флота (в июле 2016 г. будет 101 год в строю!). Судно несмотря на свой возраст активно участвует в различных мерпоприятиях аварийно-спасательной службы флота с выходами в море.

 

 

С 01.2012 г. входит в состав 1-й группы 145-го отряда спасательных судов с базированием на Севастополь.

В феврале 2016 г. судно приняло на вооружение спасательный глубоководный аппарат АС-28 проекта 1855 со спасательного судна "Саяны", прибывшего в Севастополь на ремонт.

 

СС "Коммуна" в доке. Обратите внимание - ввиду малой ширины - 13,2 м, "Коммуна" помещается в стандартный док

100-летний корабль в составе Российского ВМФ ВМФ  РФ, история, корабли

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх